Паровые теплогенераторы: преимущества и недостатки


Учитывая, что большинство маломощных паровых котлов используется для технологических нужд, рассмотрим некоторые из них и попытаемся обосновать их недостатки и преимущества, на которые обязательно следует обратить внимание при выборе.

Котлы-преобразователи отечественных производителей.

Они выпускаются как в горизонтальном, так и в вертикальном исполнении. Второй вариант, как правило, дороже. Конструктивно и те и другие представляют собой как жаро-, так и водотрубную систему с одно-, двух- или трехходовой схемой движения топочных газов. Очевидно, что чем больше «ходов», тем дольше газы с высокой температурой находятся в теле котла, следовательно, остывая, больше тепловой энергии передается воде через поверхности нагрева. То есть, трехходовые котлы имеют повышенный КПД, невысокую температуру исходящих газов, но цена их выше по сравнению с одноходовыми прямоточными, которые, несмотря на это до сих пор эксплуатируются на производствах, где на экономию и внешний вид не обращают особого внимания.

Если котлы применяются для подачи пара прямо в пищевой продукт, то используют специальные фильтры со сменными кассетами из нержавейки.

Вообще, отечественные парогенераторы являются оптимальным выбором, если учитываются определенные ограничения в финансовом плане. Кроме экономии, значительно упрощается обслуживание и ремонт такого оборудования.

Теперь поговорим о качестве воды, используемой в отопительной системе. На сегодняшний день нет единого мнения о том, что обязательно следует умягчать воду с помощью специальных ионообменных установок. Но точно можно сказать, что если у вас есть возможность снабжать свой электрический котел подготовленной водой, не упускайте ее – расход незначительный, зато жизнь оборудования продлите однозначно.

Как же правильно выбрать тепловой парогенератор?

Сегодня в интернете можно найти предложения по продаже старого оборудования: от 1978 до 1984 года изготовления. Почти треть века оно хранилось под открытым небом. Для того, чтоб продать, «умельцы» по-новому его красят, доукомплектовывают шкафом управления, горелкой и насосом и вперед на рынок сбыта. Несмотря на почтенный возраст, цена их сопоставима с новыми аналогами. Учитывая, что опрессовку «старья» никто не делает, нельзя быть уверенным в безопасности и надежности такого «металлолома». Хотя могут попасться экземпляры, которые проработают много лет. Но это большой риск для здоровья и жизни! Нужно помнить, что косметический ремонт для оборудования повышенной опасности не является гарантией его безопасной эксплуатации.

Выбирая электрический парогенератор, обязательно следует обратить внимание на КПД. У электродных моделей он составляет практически 97-98%, у ТЭНовых – 95-96%. Все оснащены автоматикой по давлению и воде, также есть система безопасности, индикация состояния и регулировка паропроизводительности. По функциональности они отличий не имеют. Поэтому, прежде всего, следует обращать внимание на качество сборки, удобство в обслуживании и устойчивость.

Лучше всего предпочтение отдавать каркасным конструкциям. Они за счет низкого центра тяжести более устойчивы, да и можно быстро и легко добраться до любого узла для его профилактики либо ремонта: замена нагревательных элементов, периодическая чистка бака и т.д. На бескаркасных моделях такие операции самому проделать очень сложно. А если говорить о сборке, так это вообще «головная боль». Согнуть силовой высокотемпературный кабель РКГМ сечением 50-95 мм2 в диаметре 200-220 мм очень сложно. А ведь их несколько и такую процедуру необходимо будет проделывать при снятии и установке. Специалисты утверждают, что такая конструкция нравится только до первой разборки. Изначально такое расположение шкафа на баке применялось на маломощных ТЭНовых парогенераторах до 20 кг пара/час. Компактность, небольшое сечение силовых кабелей, малый вес позволяли за считанные минуты сменить ТЭН, который сгорел. Но позже эта конструкция стала применяться в более мощных аппаратах. Следовательно, масса и габариты увеличились, пульт пришлось крепить с помощью уголков. Перевезти такое устройство в легковой машине невозможно. Прямо можно сказать, что рассматриваемая конструкция неудачная и требует серьезных доработок.

Если же вы приобретаете парогенератор для постоянной работы и на много лет, присмотритесь к моделям с баком из нержавейки. Срок службы намного больше, а разница в цене – несущественная.